ОДО "Центр Охраны Труда"
(0222) 77-33-45, 77-35-68, 77-30-60, 77-33-38

212030, г.Могилев, ул.Яцыно, д.5

iacn@mail.ru

 

Услуги

О безопасности труда при эксплуатации транспортных средств

Статистика производственного травматизма с тяжелыми последствиями прошлых лет говорит о том, что все работы связанные с эксплуатацией транспортных средств являются наиболее опасными и требуют от нанимателей, руководителей и специалистов, а так же от самих работников повышенного внимания и ответственности.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в соответствии с Республиканской целевой программой улучшения условий и охраны труда на 2011-2015 годы 2015 год объявлен годом безопасного труда на транспорте, поэтому этот фактор возлагает, как на руководителей организаций, эксплуатирующих транспортные средства, так и на простых работников дополнительную ответственность по недопущению несчастных случаев на производстве, созданию безопасных условий труда при эксплуатации транспортных средств.

Вместе с тем, сегодня приходится констатировать тот факт, что большинство несчастных случаев, как в Могилевской области, так и в Республики в целом происходят по причинам невыполнения руководителями и специалистами, а также рядовыми работниками своих обязанностей по охране труда.

В Республике Беларусь сформирована мощная нормативная правовая база, регламентирующая государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации транспортных средств. Остается добить от каждого работника, в той или иной степени занятого эксплуатацией транспортных средств, соблюдения предусмотренных требований.

Результаты надзорной деятельности, работы мобильных групп и мониторингов показали, что в транспортных организациях Могилевской области не в полной мере соблюдаются требования безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда, не все еще сделано нанимателями для организации безопасной эксплуатации транспортных средств.

Правила требуют от нанимателей, эксплуатирующих транспортные средства, организовать для водителей автомобилей прохождение предрейсового медицинского осмотра, а для транспортных средств - технического осмотра перед выпуском на линию с назначением для этих целей ответственных должностных лиц.

Вместе с тем, в отдельных организациях были выявлены факты выпуска на линию водителей автомобилей без прохождения предрейсового медицинского осмотра, а транспортные средства выезжали без осмотра их технического состояния.

Хотелось бы акцентировать внимание руководителей организаций, что от того в каком состоянии водитель выехал в рейс, а транспорт выпущен на линию, зависит не только безопасность водителя, но и безопасность всех участников дорожного движения.

Нередко выявляются такие нарушения, как выпуск на линию (с соответствующей отметкой в путевом листе) транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, имеющих неисправности, угрожающие жизни и здоровью работников, которые к слову, могли быть выявлены перед выпуском на линию.

Особую озабоченность вызывает и организация работ по ремонту транспортных средств.

Во многих организациях, выполняющих технические осмотры и ремонты транспортных средств, были выявлены технически неисправные осмотровые канавы, не соответствующие требованиям охраны труда, не имеющие устройств, предотвращающих падение транспортных средств в них, не оборудованные запасными лестницами, без деревянных трапов, уложенных на пол. Кроме того, зачастую данные осмотровые канавы, неэксплуатируемые более 1 рабочей смены, не перекрывались прочными деревянными настилами или мостиками.

Нередко вывешенные для ремонта транспортные средства устанавливаются на случайные предметы (деревянные колодки, кирпичи, доски и т.п.) без использования специальных козелков с установленной нагрузкой. Многие работники фактически не могут выполнить данное требование, потому-что наниматели не побеспокоились о наличии этих недорогих, но в тоже время бесценных вспомогательных средств.

Много вопросов у государственных инспекторов труда возникает и к грузоподъемным механизмам, применяемым для ремонтных работ. В одних организациях не были назначены лица, ответственные за безопасное производство работ и исправное состояние этих механизмов, в других работники не имели необходимой подготовки для их эксплуатации. Сами грузоподъемные механизмы зачастую эксплуатируются без технического освидетельствования, с неисправными механизмами ограничения высоты подъема груза, без замков на крюках.

Серьезные, почему-то, проблемы вызывает у отдельных нанимателей организация шиномонтажных работ. Они не могут назначить лиц, ответственных за безопасное их производство, не могут оборудовать специальные приспособления (клети) для накачки колес и т.п.

Проблематичным для наших нанимателей является и обеспечение работников, занятых ремонтом транспорта, средствами индивидуальной защиты. Здесь следует помнить требование п. 7 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209,  в соответствии с которым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты в объеме не менее установленных типовыми нормами, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

А.Н. Теремов, главный государственный инспектор труда

Могилевского областного управления

Департамента государственной инспекции труда