ОДО "Центр Охраны Труда"
(0222) 77-33-45, 77-35-68, 77-30-60, 77-33-38

212030, г.Могилев, ул.Яцыно, д.5

iacn@mail.ru

 

Услуги

Статьи

О состоянии производственного травматизма, соблюдении законодательства о труде и об охране труда за январь-март 2015 года на предприятиях и в организациях города Могилева.

 

Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-март 2015 года на  предприятиях  и в организациях города Могилева зарегистрировано 18 (за январь-март 2014 - 16) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 18 (16) работников, в том числе: 9 (9) несчастных случаев с тяжелым исходом, 2 (0) несчастных случая со смертельным исходом.

Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,16 (за январь-март 2014 – 0,10), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 34,61 (46,75), число дней нетрудоспособности составило 623  (708)  рабочих дня.

За январь – март 2015 года в одном случае со смертельным исходом погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 1,92 промилле).

Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:

п/п

ПРИЧИНЫ

% от общего числа случаев

2014

2015

1

нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда

3,45

20,83

2

Прочие

13,79

20,83

3

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда

13,79

16,67

4

нарушение  правил дорожного движения

8,62

8,33

5

нарушение требований безопасности труда другими работниками

1,72

4,17

6

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств

1,72

4,17

7

некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта

0,00

4,17

8

нарушение требований проектной документации

5,17

4,17

9

неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

8,62

4,17

10

допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда

5,17

4,17

Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.

За январь-март 2015 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведена 55 проверок, из них 14 плановых и 41 внеплановая.

По результатам проверок было выдано 21 требование (предписание) на устранение 465 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 48 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.

К административной ответственности было привлечено 44 юридических лица и 86 должностных лиц.

Проведенный анализ по результатам проверок показывает, что основными нарушениями законодательства о труде и об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без средств индивидуальной защиты (не  применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.

В Администрации Ленинского района г. Могилева создана мобильная группа по отработке предприятий и организаций Ленинского района на предмет выявления нарушений требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – районная мобильная группа). В состав районной мобильной группы входят представители Администрации Ленинского района, Департамента охраны МВД, районного ОВД МВД, Могилевского областного управления департамента охраны труда. Заместителем главы администрации Ленинского района города Могилева, утвержден график проведения мониторинга предприятий и организаций Ленинского района с целью выявления нарушений Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» согласно которому в январе-марте 2015 года осуществлялись выезды районной мобильной группы. Информация о выявленных нарушениях направляется руководителям организаций для оперативного устранения нарушений. Руководители предприятий, в которых были выявлены нарушения, в указанные сроки представляют письменные ответы об устранении выявленных нарушений. Одновременно представителями группы, в ходе проведения отработок предприятий и организаций, проводится разъяснительная работа. Работа районной мобильной группы строится таким образом, что объекты указанных организаций посещаются дважды с целью контроля за устранением выявленных недостатков.

Следует отметить, что в большинстве организаций рекомендации районной мобильной группы выполняются в полном объеме. Вместе с тем, в некоторых организациях работа по устранению выявленных недостатков носит формальный характер и в основном сводится к устранению мелких замечаний, временном наведении порядка в документации, бытовых помещениях. Так в ходе проведения мониторинга в Открытом акционерном обществе «Автомобильный парк № 3 г. Могилева», Иностранном обществе с ограниченной  ответственностью  «Босфор-Строй», был выявлен ряд нарушений, о чем информация была направлена нанимателям для устранения, назначены сроки выполнения. Нанимателями руководителю районной мобильной группы была представлена информация об устранении выявленных недостатков, но при повторном посещении было установлено, что фактически большинство ранее выявленных замечаний остались не устраненными.

Руководителем городской мобильной группы Могилевского городского исполнительного комитета была направлена в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда информация о невыполнении рекомендаций районной мобильной группы Открытым акционерным обществом «Автомобильный парк № 3 г. Могилева», Иностранным обществом с ограниченной  ответственностью  «Босфор-Строй». Были назначены и проведены внеплановые проверки. В ходе проверок факты, изложенные в информациях, нашли свое подтверждение. За допущенные нарушения должностные лица организаций были привлечены к административной ответственности - штрафу.

Решением горисполкома от 23.07.2013 № 19-20 утверждено Положение о системе управления охраной труда в городе Могилеве (далее – СУОТ), содержащее функции и полномочия, представленные горисполкому, полномочия других структурных подразделений горисполкома в решении вопросов охраны труда, обязанности и полномочия по охране труда руководителей и специалистов горисполкома.

         В соответствии с подпунктами 15.3.3, 15.4.1, 15.4.2 пункта 15 СУОТ заместители глав администраций районов города, в ведении которых находятся вопросы охраны труда организуют обучение, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и членов комиссий организаций города Могилева, не имеющих вышестоящих органов управления, возглавляют комиссии по охране труда администраций районов города, комиссии администраций районов города для проверки знаний по вопросам охраны труда.

Анализ проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда, проведенных в первом квартале 2015 года, показал, что характер нарушений, совершаемых нанимателями, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, не изменился.

Нарушение  организациями города сроков выплаты заработной платы обусловлено трудным финансовым положением, проблемами с реализацией продукции, несвоевременной оплатой за выполненные объемы работы, дебиторской задолженностью за поставленную продукцию, убыточной работой на протяжении длительного периода, отсутствием оборотных средств и невозможностью получения кредитов.

В первом квартале 2015 года в Могилёвское областное управление  поступило 67 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 30 письменных и 37 устных обращения.

Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта, непредоставления трудового отпуска в течение рабочего года.

Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической  помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.

Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций».

Результаты осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде свидетельствуют, что допускаемые нарушения трудовых прав работников в большинстве случаев обусловлены низким уровнем правовых знаний руководителей и специалистов, в первую очередь – кадровых служб.

С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда отдельные наниматели (например, государственные учреждения образования Администрации Ленинского района г. Могилева, ООО «Резерв групп», ООО «Эксатрейд», ООО «Матрикс», ЧТУП «Жираф и Ко» и др.) обращались с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.

 

Е.И. Мордашева, заместитель начальника Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда 

 

А.Н. Теремов, главный государственный инспектор труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда