ОДО "Центр Охраны Труда"
(0222) 77-33-45, 77-35-68, 77-30-60, 77-33-38

212030, г.Могилев, ул.Яцыно, д.5

iacn@mail.ru

 

Новости / Особенности расторжения трудовых договоров с некоторыми категориями работников и выплаты выходного пособия при увольнении

20.04.2019

 

С 25 июля 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 131-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" (далее - Закон), которым внеслись изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК), в части введения дополнительного основания прекращения трудовых отношений с работниками, изменения порядка работы по совместительству для руководителей организаций, уточнения понятия работников-надомников, дополнения, регулирующего особенности труда работников сферы спорта и другие изменения и дополнения, касающиеся регулирования правоотношений между работниками и нанимателями.

Изменения в ТК в большей части обусловлены в первую очередь реализацией решений Конституционного Суда Республики Беларусь. В частности в соответствии с решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № Р-16/2009 «О правовом регулировании выплаты выходного пособия», а также в целях достижения определенности и ясности правового регулирования, обеспечения единообразия правоприменительной практики при определении размера выходного пособия внесены изменения в часть третью статьи 48 ТК, согласно которой при расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка, за исключением работников, которым актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации за расторжение срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Таким образом, законодатель установил минимальный размер допустимой выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора и предоставил нанимателю право на выплату указанного пособия в большей сумме. При этом необходимо учитывать и то, что обязанность выплаты выходного пособия в размере большем, чем предусмотрено частью третьей статьи 48 ТК установлена в части первой пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником», согласно которой минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя предусмотрена в размере трех среднемесячных заработных плат и выплачивается только в случае расторжения контрактов, заключенных с работниками.

Часть первую статьи 14 ТК законодатель изложил в новой редакции, согласно которой перечень дискриминационных обстоятельств дополнен условиями о возрасте и месте жительстве. Кроме того, данный перечень дискриминационных обстоятельств устанавливается открытым, то есть любые условия, которые не связаны с деловыми качествами и не обусловлены спецификой трудовой функции или статуса работника могут быть признаны дискриминационными, что может быть основанием для привлечения нанимателя к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Внесение вышеуказанных дополнений в статью 14 ТК обусловлено также в первую очередь реализацией решения Конституционного суда Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № Р-360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда», согласно которому признано необходимым в целях обеспечения гарантий осуществления конституционного права граждан на труд, полноты правового регулирования в сфере трудовых отношений внести дополнения в статью 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств, установив также открытый перечень дискриминационных обстоятельств. На устранение коллизии, выявленной Конституционным Судом (решение от 1 декабря 2009 г. "О необходимости разрешения коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора по пункту 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь") между нормами ТК и Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" в части установления дополнительного основания прекращения трудового договора с государственными должностными лицами в случаях неподписания или нарушения ими письменного обязательства по соблюдению предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией ограничений, направлено положение абзаца третьего пункта 22 статьи 1 Закона, согласно которому пункт 5 статьи 47 ТК излагается в новой редакции. Тем самым реализуется принцип правовой определенности, обеспечивается единообразное понимание и применение норм законодательных актов. Таким образом, законодатель вводит дополнительное основание прекращения трудового договора с государственным должностным лицом в случае неподписания либо нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией. Кроме этого, Законом также внесено дополнение в статью 47 ТК, касающееся прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при возникновении (установлении) обстоятельств, препятствующих осуществлению педагогической деятельности или педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с законодательными актами.

В целях соблюдения конституционных принципов юридического равенства, пропорциональности ограничения прав и свобод граждан, норм, гарантирующих право на труд и социальное обеспечение, недопущение дискриминации в сфере трудовых и связанных с ними отношений, а также для обеспечения социальной справедливости, действенных механизмов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, в соответствии с решением Конституционного суда Республики Беларусь от 04.10.2011 N Р-627/2011 «О некоторых вопросах правового регулирования предоставления отпуска по уходу за ребенком» законодателем был устранен пробел в правовом регулировании отношений, касающихся предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, путем внесения Законом изменений в статью 185 ТК, которой закреплено право работающего отца, других родственников ребенка, фактически осуществляющих уход за ребенком, на предоставление им указанного отпуска и в случае, если мать ребенка является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших соответствующую деятельность в порядке, установленном законодательством).

В целях повышения гибкости законодательства о труде внесено дополнение в статью 17 ТК, согласно которой нанимателю предоставлена возможность заключения по соглашению сторон срочного трудового договора с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

Законом также внесены изменения в статьи 93, 94 ТК согласно, которым нанимателю представлено право самостоятельно решать вопрос о необходимости выдачи работникам при направлении в служебную командировку командировочного удостоверения, в связи с чем, из части первой статьи 94 ТК исключена императивная норма, предусматривающая, что срок фактического пребывания в служебной командировке определяется по отметкам на командировочном удостоверении о дне прибытия и выбытия из места пребывания.

Пунктом 77 статьи 1 Закона из статьи 168 ТК исключается положение об обязательности согласования нанимателем графика отпусков с профсоюзом или работником (в случае отсутствия профсоюза). В соответствии с вносимым изменением наниматель обязан согласовывать график отпусков с профсоюзом лишь в случаях, предусмотренных коллективным договором. При составлении графика отпусков наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности организации, а также реализации права на отпуск других работников. Внесение данных изменений также направлено на повышение гибкости законодательства о труде и обеспечивает гарантированное статьей 43 Конституции право работника на отдых, в том числе предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, поскольку не лишает его права на отпуск. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 30.12.2013 № Р- 913/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» отмечает, что в данном случае соблюден разумный баланс интересов работников и нанимателей, так как работники принимаются на работу с целью обеспечить функционирование организации, и одновременно, правом на отдых наделен каждый работник, поэтому наниматель обязан соблюдать гарантии, установленные ТК, в том числе для отдельных категорий работников, по предоставлению отпуска в летнее или в другое удобное время.

В соответствии с новой редакцией части первой статьи 255 ТК запрет на выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства сохраняется только в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства (пункт 114 статьи 1 Закона). Таким образом, руководителям организаций, перечень которых предусмотрен частью первой статьи 255, разрешается работа по совместительству, что позволит им наиболее полно реализовать право на труд посредством использования своих способностей, опыта и знаний на других должностях одновременно с выполнением функций по основному месту работы.

Законом также внесены изменения в пункт 1 части первой статьи 42 ТК, согласно которым предусматривается дополнение оснований расторжения трудового договора по инициативе нанимателя случаями прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности. В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности наниматель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 1 статьи 42 ТК, в том числе и с отдельными категориями работников, избранными на выборные должности в государственные органы, членами комиссии по трудовым спорам, беременными женщинам и женщинами, имеющими детей, работниками, призванными на военные и специальные сборы, о чем Законом были внесены соответствующие дополнения в ТК. Вместе с тем, при увольнении по данному основанию наниматель обязан произвести выплату выходного пособия, предусмотренного, как при ликвидации организации (внесение изменений в статью 48 ТК), а также руководствоваться порядком и условиями расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренными статьей 43 ТК, в которую также были внесены дополнения в части прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности. В своем решении Конституционный суд Республики Беларусь от 30.12.2013 № Р- 913/2013 указал, что подход законодателя по данному вопросу позволяет урегулировать вопросы прекращения трудовых отношений, в том числе реализации права на получение выходного пособия, иных гарантийных и компенсационных выплат, с учетом специфики деятельности обособленных подразделений -организации (в данном случае - расположения в другой местности, отличной от места расположения головной организации). Данная специфика обуславливает необходимость правового регулирования этих вопросов таким же образом, как и при ликвидации организации, поскольку наниматель реально лишен возможности предложить работникам, подлежащим увольнению, иное место работы в данной местности.

Законом также вносится дополнение в статью 43 ТК в части, касающейся установления гарантий работникам в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении. Так, в частности наниматель обязан предлагать работнику другую имеющуюся у него работу, которую работник может выполнять с учетом его специальности и квалификации, в течение всего срока предупреждения о предстоящем увольнении по пункту 1 статьи 42 ТК.

Законом расширен перечень оснований, по которым можно будет расторгнуть трудовой договор с временными и сезонными работниками, как по инициативе нанимателя, так и по инициативе работника, а также закреплена обязанность нанимателя по выплате выходного пособия временным и сезонным работникам при расторжении с ними трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Так, Законом внесены дополнения в статью 294 ТК, согласно которой нанимателю дополнительно представлено право расторгать трудовой договор с временными работниками по основанию, предусмотренному пунктом 5 части второй статьи 35 (отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации), а временному работнику представлено дополнительное право расторгнуть трудовой договор в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.

Аналогичные изменения внесены Законом и в статьи 301-302 ТК, которые регулируют основания расторжения трудовых договоров с сезонными работниками, а также выплату им выходного пособия при увольнении.

А.Н. Леневич

начальник Кричевского межрайонного отдела

Могилевского областного управления

Департамента государственной

инспекции труда